@ARTICLE{26543118_99464395_2012, author = {Т. В. Натхов}, keywords = {, социальный капитал, общее образование, внешние эффекты, доверие, гражданские нормытолерантность}, title = {Социальный капитал и образование}, journal = {Вопросы образования}, year = {2012}, number = {2}, pages = {62-67}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2012--2/99464395.html}, publisher = {}, abstract = {Натхов Тимур Владимирович — кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ. Эл. адрес: timur.natkhov@gmail.com Представлен краткий обзор развития исследований взаимосвязи образования и социального капитала, осуществляемых в разных странах. Основная особенность данных исследований состоит в их междисциплинарности: они объединяют теории и методы различных общественных наук.Для определения механизмов связи образования и социального капитала рассматриваются несколько уровней взаимовлияния: семья (микроуровень), местные сообщества (мезоуровень), страна в целом (макроуровень). Показано, что социальный капитал на уровне семьи и местных сообществ является важным фактором повышения образовательного уровня и доступности качественного образования. Социальный капитал на микроуровне объясняет бóльшую часть вариации в успеваемости детей даже при учете влияния финансового и человеческого капитала родителей. Более того, социальный капитал в семье определяет эффективность финансовых расходов на образование. На мезоуровне социальный капитал улучшает успеваемость и повышает вероятность продолжения обучения в вузах в результате частых контактов родителей с учителями и между собой. Тесные социальные связи семьи обеспечивают доступ к институциональным ресурсам (сообщества выпускников, вовлеченность в академическую среду и пр.), которые могут стать для нее ценным активом.Эмпирические исследования на макроуровне показали, что образование в свою очередь создает положительные внешние эффекты в форме повышения доверия, обучения гражданским нормам и более активного участия в общественной и политической жизни. Это свидетельствует о том, что эффект образования не ограничивается экономической отдачей. Образование играет важную роль, являясь на разных уровнях как результатом, так и фактором накопления социального капитала.}, annote = {Натхов Тимур Владимирович — кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ. Эл. адрес: timur.natkhov@gmail.com Представлен краткий обзор развития исследований взаимосвязи образования и социального капитала, осуществляемых в разных странах. Основная особенность данных исследований состоит в их междисциплинарности: они объединяют теории и методы различных общественных наук.Для определения механизмов связи образования и социального капитала рассматриваются несколько уровней взаимовлияния: семья (микроуровень), местные сообщества (мезоуровень), страна в целом (макроуровень). Показано, что социальный капитал на уровне семьи и местных сообществ является важным фактором повышения образовательного уровня и доступности качественного образования. Социальный капитал на микроуровне объясняет бóльшую часть вариации в успеваемости детей даже при учете влияния финансового и человеческого капитала родителей. Более того, социальный капитал в семье определяет эффективность финансовых расходов на образование. На мезоуровне социальный капитал улучшает успеваемость и повышает вероятность продолжения обучения в вузах в результате частых контактов родителей с учителями и между собой. Тесные социальные связи семьи обеспечивают доступ к институциональным ресурсам (сообщества выпускников, вовлеченность в академическую среду и пр.), которые могут стать для нее ценным активом.Эмпирические исследования на макроуровне показали, что образование в свою очередь создает положительные внешние эффекты в форме повышения доверия, обучения гражданским нормам и более активного участия в общественной и политической жизни. Это свидетельствует о том, что эффект образования не ограничивается экономической отдачей. Образование играет важную роль, являясь на разных уровнях как результатом, так и фактором накопления социального капитала.} }